Впрочем, у стороннего человека, которого сюда занесет нелегкая, сложится впечатление, что у здешнего рынка хозяина как раз и нет: торговля ведется с земли, прилавки образца тысяча девятьсот какого-то года... И вообще здесь присутствует некая мерзость запустения. Ау, РайПО, ты где? РайПО на месте. Из окон кабинета председателя Совета Чаплыгинского районного потребительского общества Василия Языкова полупустые торговые ряды – как на ладони. Вопрос: почему владелец, как говорится, палец о палец не ударил для того, чтобы рынок имел пристойный внешний вид? Ответ: вот уже пятый год собственника рынка третируют районные власти, подмявшие под себя прибыльный бизнес по оказанию услуг прилавка желающим расстаться с излишками сельхозпродукции крестьянам.
История эта, скажу я вам, убивает своим бесстыдством: любой ценой, не мытьем так катанием, тихой сапой – назовите как угодно – глава администрации Чаплыгинского района Николай Климов препятствует потребительскому обществу развивать его деятельность. Но прежде чем поделится субъективным предположением о причинах нелюбви Климова к РайПО, стоит объективно посмотреть на конфликт, спровоцированный федеральным законодательством.
было ваше – стало наше
Земельный кодекс обязал РайПО как юрлицо, получившее в свое время Акт на владение землей, переоформить до 1 января 2010 года полученные права на участки либо путем их аренды у местных органов власти, либо путем их приобретения в собственность. Задолго до этой даты, в 2008-м, общество провело межевание земельного участка. В кадастровом паспорте было указано разрешенное пользование – для размещения рынка. В декабре того же года РайПО обратилось в администрацию Чаплыгинского района с заявлением о желании приобрести свою, по сути, землю в собственность организации. Однако потребительскому обществу в его законном праве отказали. Мол, территория рынка является… муниципальной собственностью!
Абсурд! Потребительское общество обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к администрации Климова о признании незаконным бездействия районных чиновников. Процесс тянулся полгода – юристы администрации района всячески его затягивали, пытаясь убедить судью Юрия Пешкова, например, в том, что истец… не является правопреемником горкоопторга Чаплыгинского райпотребсоюза, организации, получившей в 1993-м Акт на право пользования земельным участком! Однако 13 июля 2009 года суд удовлетворил иск, обязав ответчика в 10-дневный срок направить кооператорам проект договора купли-продажи уже не спорного земельного участка.
о перемене мест слагаемых
Еще тогда, когда шел процесс по иску РайПО, юристы администрации района уже предчувствовали крах своей позиции. И у чиновников родилась гениальная идея неисполнения судебного решения – переименовать адрес будущего объекта купли-продажи! Подано это было под соусом заботы о культурном наследии: в апреле 2009 года сессия Чаплыгинского городского Совета депутатов переименовала Советскую площадь в границах существующего рынка в площадь Хлебную.
Этот «ход конем» позволил чиновникам потянуть время. А когда его не осталось, администрация Чаплыгина, подконтрольная главе района Николаю Климову, в сентябре 2009 года постановила считать хлебную площадь… местом общего пользования. Т.е. изменила вид разрешенного использования торговой площадки, чем, по существу, дезавуировала Акт от 1993 года!
не в службу, а в дружбу
Понимая подлость и шаткость такого шага, администрация района инициировала в Чаплыгинском районном суде процесс от имени двух жительниц соседнего с рыночной площадью дома, Людмилы Поздняковой и Светланы Медведевой, которым рынок якобы мешает спокойно жить. Истицы, интересы которых представляла в суде местная знаменитость, активно работающий на интересы Николая Климова адвокат Евгений Кабанов, потребовали признать недействительными ряд документов, в частности, Акт на право бессрочного пользования земельным участком от 1993 года. Т.е. бумагу, которую уже рассматривали в Арбитражном суде и признали законной!
Председательствующая в процессе судья Елена Молева, являющаяся хорошей знакомой другой федеральной судьи Веры Кабановой (жены адвоката Кабанова, ушедшей в отставку после многочисленных скандалов), может, в дружбу, а может и в службу удовлетворила абсурдные исковые требования жительниц Чаплыгина. Елена Молева написала, что«решение Арбитражного суда [т.е. Юрия Пешкова] основано на частично недействительных» документах!
Неподготовленной публике этот пассаж не говорит абсолютно ни о чем. А вот юристы региона знают, что судья Арбитражного суда Юрий Пешков таких молевых стоит дюжину. И что, если бы их свела судьба в очном поединке, Молева, женщина кустодиевского типа, забилась как мышь в самую узкую щель.
Впрочем, зарвавшуюся судью Молеву поправили ее же коллеги. Вначале ее решение отменила коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда, затем, в марте 2010-го, судья Чалыгинского районного суда Екатерина Залыгаева отказала в исковых требованиях Л. Поздняковой и С. Медведевой. А на самом деле – Николаю Климову.
прокуратура – дура, мент – молодец!
Исчерпав судебные возможности изжить с территории рынка его законного владельца, Николай Климов в феврале 2010 года обратился через своего заместителя Юрия Сазонова в ОВД Чаплыгинского района с сообщением о преступлении. Мол, колхозный рынок всегда являлся государственной собственностью, т.е. района, что его передали не в собственность РайПО, а лишь в управление этой организации, что в 1996 году Чаплыгинское БТИ втайне от администрации района без законных на то оснований выдало потребительскому обществу регистрационные документы…
Милиция – и это редчайший случай – на поводу у чиновников не пошла. Проведя проверку изложенных в кляузе доводов, ОВД в возбуждении уголовного дела по указанным администрацией основаниям отказал. Что ж, пришлось районным властям науськивать на милиционеров прокуратуру. Несколько раз сотрудники чаплыгинского «государева ока» пытались подтолкнуть стражей правопорядка к беспределу, но те, проводя новые проверки доводов заявителя, так и не нашли в них оснований для уголовного преследования руководства РайПО.
объект культурного наследия
Заметьте, на дворе уже 2010 год. Кажется, районные власти сделали все возможное, чтобы замылить проблему приобретения кооператорами рыночной площади в собственность РайПО. Однако вопреки ожиданиям чиновников правительство РФ взяло и перенесло на год срок выкупа земли юрлицами, получившими в свое время Акты на владение недвижимостью. Воспользовавшись открытым окном, РайПО снова обратилось в Арбитражный суд, требуя от администрации района заключить договор купли-продажи. Ответчики в процессе тянули резину как могли, но судья Ульяна Серокурова удовлетворила в феврале 2011-го иск заявителей. Суд обязал администрацию района заключить с РайПО договор купли-продажи в редакции, составленным кооператорами. А тут и правительство РФ снова подсунуло Николаю Климову свинью, в очередной раз – до 1 июля 2012 года – сдвинув срок вступления в силу изменений федерального законодательства.
Когда решение Арбитражного суда Липецкой области вступило в законную силу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области в августе прошлого года выдало Чаплыгинскому РайПО свидетельство о государственной регистрации права на 6 034 кв.м. земли для размещения рынка.
Но тяга чиновников к прилавкам оказалась сильнее доводов гражданского права. Николай Климов нашел к этому времени еще одну зацепку, чтобы не исполнить решение суда. С подачи районной администрации липецкий губернатор Олег Королев включил территорию чаплыгинского рынка… в объекты культурного наследия! И 16 января текущего года заместитель Климова Юрий Сазонов (тот, который стукачок) написал председателю РайПО Василию Языкову на его просьбу не мешать избавлению рынка от устаревших архитектурных форм, которые планировалось заменить новыми, отвечающими запросам сегодняшнего дня, ответ, мол, «в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами органов государственной власти Липецкой области [охранная зона памятников истории и культуры регионального и местного значения] имеет особый режим использования земель, ограничивающих хозяйственную деятельность и запрещающий строительство».
Ай, молодца! Но ведь знает, знает Николай Климов, что руками своего зама снова творит беззаконие. Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются исключительно федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и не могут вводиться органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления. Градостроительные ограничения использования данных территорий также определяются актами федерального уровня, и не требуют вмешательства ни губернаторов территорий, ни их подчиненных на местах. Вот и заместитель прокурора Липецкой области Николай Хлустиков в своем письме на имя председателя Совета Чаплыгинского РайПО Василия Языкова написал: «данные постановления [губернатора Королева] не ограничивают хозяйственную деятельность Чаплыгинского районного потребительского общества». Только толку от этой прокурорской отписки ноль. Захотел было Языков огородить территорию рынка таким же забором, каким огорожен Троицкий собор, так присланный администрацией Чаплыгина трактор тут же и закопал вырытую кооператорами канаву! О каком благоустройстве территории рынка в условиях такого административного прессинга может идти речь?
песня о главном
А теперь о главном – кто ж закрутил такую интригу? Кто связал по рукам и ногам Чаплыгинское РайПО? Кто мешает кооператорам провести реконструкцию рынка таким образом, чтобы Хлебная площадь, сохранив имеющие историческую ценность объекты недвижимости, стала востребованным селянами и малым бизнесом района местом торговли?
Ответ на этот вопрос частично дало УФАС по Липецкой области, специалисты которого проверили жалобу чаплыгинского РайПО на действия администрации района. Оказалось, что Николай Климов в тот момент, когда издевался над здравым смыслом и законам, третируя потребительское общество, параллельно создал комфортные условия существования для МУП «Торгово-закупочное предприятие «Раненбург Плюс». Этому предприятию Климов еще в 2007 году выдал 10-летнее разрешение на организацию универсального розничного рынка, в котором не обозначил территорию и не указал адрес места торговли! Воспользовавшись таким размытым документом, руководитель МУПа Николай Рыжков смело вошел на территорию рынка райпотребсоюза и стал стричь купоны с продавцов сельхозпродукции и товаров народного потребления!
В решении УФАС по Липецкой области, подписанным его руководителем Александром Сешеновым, говорится: «издав правовой акт, администрация г. Чаплыгина и администарция Чапылгинского муниципального района нарушили ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции», предоставив преимущество одному хозяйствующему субъекту – МУП «ТЗП «Ранебург Плюс»» и необоснованно препятствуют осуществлению деятельности другому хозяйствующему субъекту – Чаплыгинскому райпо».
Кстати, директор ТЗП «Раненбург Плюс» Николай Николаевич Рыжков – родной брат начальника одного из отделов администрации района, Виктора Николаевича Рыжкова. Очевидно, этим и объясняется тот факт, что прокуратура Чаплыгинского района никаких нарушений закона в действиях руководителя МУП «ТЗП «Ранебург Плюс» Николая Рыжкова не увидела.
громкие цитаты липецкого губернатора
– Развитие малых форм хозяйствования на селе невозможно без возрождения принципов потребкооперации. Здесь – и система заготовительных контор, и мини-цехов, словом, поддержка всей сети заготовки, хранения, переработки и реализации сельхозпродукции. Поэтому в нашем регионе совместно с министерством сельского хозяйства РФ была разработана программа развития малых форм хозяйствования. И ближайшие два-три года станут прорывом в этом направлении. За это время через целевые областные программы мы создадим условия по всей цепочке – от производства до закупок и торговли. Тем самым вернем настоящую, истинную потребительскую кооперацию на село.
– Сельские труженики на своей земле сегодня готовы произвести много качественной продукции. Но у большинства из них нет возможности достойно ее продать. Этим пользуются перекупщики, которые потом втридорога продают овощи в Москве и других крупных городах. Это происходит потому, что не везде органы местного самоуправления обеспечивают выгодную людям систему закупки, переработки и хранения. Задача органов власти – заменить недобросовестных перекупщиков системой цивилизованной закупки продукции, выращенной селянами.
– В Липецкой области разработана программа возрождения потребительской кооперации, учитывающая лучший европейский опыт. Система закупки, переработки и реализации сельхозпродукции на новых принципах поможет селянам обрести постоянный источник заработка. На сегодняшний день наиболее успешно эта схема действует в Чаплыгинском и Добринском районах. Мы приглашаем все остальные районы изучить опыт лидеров и внедрять у себя их наработки.
Вместо эпилога
Чаплыгинское РайПО – и в этом липецкий губернатор прав – действительно является лидером отрасли. Приняв в 1997 году районную систему потребкооперации, находящуюся в глубокой депрессии, Василий Языков смог поставить ее на ноги. А когда дела у кооператоров пошли на лад, взял под опеку организации еще и 25 магазинов умирающего Лебедянского РайПО. В прошлом году Чаплыгинское районное потребительское общество, имеющее сеть объектов общепита, цех безалкогольной продукции, хлебзавод, получило 20 млн. рублей прибыли. Чаплыгинское РайПО занимает 1-е место в отрасли по производственной деятельности и 2-е – по торговой, реконструирует ресторан на улице Советской. Являясь крупным местным налогоплательщиком, в 2011 году перечислил в бюджеты всех уровней 22 млн. рублей, на шесть миллионов больше, чем в 2010-м.
В то время как Олег Петрович сотрясает воздух громкими словами о необходимости поддержки и развития сельхозкооперации, глава администрации Чаплыгинского района Николай Климов, врубивший на всю катушку административный рычаг, измывается над организацией, объединяющих товаропроизводителей-селян! Причем делает это столь виртуозно, что даже губернатора убедил в том, что несколько кривых прилавков на чаплыгинском рынке являются историческими раритетами.
Чаплыгинский район его жители считают коррумпированным. Местный сайт
«Раненбург-City» пишет, что жизнь в нем определяют «понятия» Климова, а не закон. Похоже, это правда.